Как правильно тормозить в критической ситуации?
Иногда ситуация на дороге меняется настолько внезапно, что у водителя не остается другого выбора, кроме как «ударить по тормозам». При этом случается, что из-за неправильных действий педалью тормоза автомобиль все же достает до препятствия. И все слышат «БА-А-АМС» 🙁
Экстренное торможение – это как вы наверно догадались не что иное, как резкое, аварийное торможение, применяемое для максимального замедления автомобиля.
При нажатии на тормозную педаль тормозятся и передние, и задние колеса автомобиля. Если при этом блокируется хотя бы одно колесо, то увеличение тормозного пути и занос автомобиля практически неизбежны. При заблокированных передних колесах ко всему прочему автомобиль перестает поворачивать (не реагирует на поворот руля).
Торможение на грани блокировки колес дает максимальную эффективность замедления, минимальный тормозной путь и избегает появления всех вышеназванных минусов, т.е. является идеальным торможением.
ABS (англ. Anti-lock breaking system — антиблокировочная система) – сложная электронно-механическая система, предотвращающая блокировку (юз) колес транспортного средства при торможении. Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд. Наличие ABS можно распознать также по очень легкой и чувствительной педали тормоза.
Часто на авто без АВS к ужасающим последствиям приводит первичный рефлекс любого неподготовленного человека в критической ситуации давить что есть мочи на тормозную педаль.
Именно с этого врожденного рефлекса водителя, который унес множество человеческих жизней, мы и начнем наше знакомство с основными правилами торможения.
Поэтому, пожалуйста, отнеситесь к данной статье со всей серьезностью. А если нужно, (а скорее всего нужно), то проверьте наличие у себя именно правильных навыков работы тормозной педалью. Упражнения для их отработки приведены в конце статьи.
Правила работы тормозной педалью при экстренном торможении довольно сильно отличаются в зависимости от наличия или отсутствия в вашем автомобиле электронного помощника ABS. Вы можете не загружать себя лишней информацией и далее внимательно ознакомиться только с подходящими для вас разделами этой статьи.
— Правила торможения для автомобилей с системой ABS.
— Правила торможения для авто без ABS (выделены темно-синим шрифтом).
Как экстренно тормозить на авто с АВS? Плюсы АВS
Подавляющая часть продающихся иномарок оборудованы системой ABS. И если у вас именно такой автомобиль, то вы счастливчик 🙂
На авто с ABS при экстренном (резком) торможении действует правило «сломай педаль». Педаль тормоза, конечно 🙂 Если на вашем авто есть еще и педаль сцепления, то ломайте две одновременно* до полной остановки (!).
Для уменьшения тормозного пути усилие нажатия должно быть максимальным с самого начала экстренного торможения. Срабатывание ABS вы почувствуете по подергиванию педали тормоза и стрекочущему довольно неприятному звуку, похожему на хруст. Пугаться не стоит — это нормальная работа вышеназванной системы, продолжаем что есть силы жать педаль до полной остановки.
________
* — Для правильной работы системы ABS при экстренном торможении рекомендуется нажимать именно две перечисленные педали одновременно, исключая двигатель от процесса торможения.
Если надо быстро остановиться, то даже на заледенелом покрытии действует это же правило: жмем на тормоз до упора и не отпускаем(!) до полной остановки. В этом случае электроника автомобиля за водителя рассчитает и применит запрограммированный режим торможения.
От природного рефлекса давить тормоз до упора «в пол» на авто с ABS избавляться ни в коем случае не нужно!
Плюсы АВS при экстренном торможении:
- в большинстве случаев уменьшается длина тормозного пути;
- авто при таком торможении реагирует на повороты руля, сохраняя управляемость;
- в повороте при таком торможении машина не уходит в занос* или снос;
- от водителя не требуется владения особыми навыками торможения (в подавляющем большинстве случаев).
_________
* — Если занос возник не из-за торможения, то ABS будет бессильна. (Например, часто причиной заноса в повороте является неправильно выбранная скорость и последующий чрезмерный доворот руля и др.). Поворот очень неподходящее место для торможения вне зависимости от оборудования вашего автомобиля.
Внимание!
Привычный для многих профессиональных водителей рефлекс прерывистого нажатия на тормоз в аварийной ситуации может запросто увеличить тормозной путь на автомобиле с ABS!
За секунду ABS способна выполнить серию из 12 тормозных импульсов, а даже автогонщик экстра-класса не более 8. Поэтому обычно при торможении по прямой на ровных однородных поверхностях (асфальт, мокрый асфальт, даже лед и т.п.) победить электронику в длине тормозного пути не реально. А вот на смешанных покрытиях, особенно занесенных снегом, не все так однозначно.
Как работает АВS? Основной принцип работы
Для срабатывания АВS нужны два условия: нажатая педаль тормоза и хотя бы одно на мгновение остановившееся колесо*.
Если выполнились оба условия, то электроника тут же вмешивается в торможение и, как ни странно, чуть-чуть приотпускает тормозные колодки на заблокированном колесе.
Задача АВS — обеспечить торможение на грани блокировки колес, тем самым, сохраняя управляемость автомобиля.
_________
* — сложный алгоритм работы электроники антиблокировочной системы также наверняка предусматривает ее срабатывание и без остановки колес, но на сухом асфальте в результате ее работы почти всегда можно обнаружить штрихи кратковременного юза (блокировки) колес.
Недостатки (минусы) ABS
Иметь на борту ABS — здорово, но на всякий случай знайте и помните про минусы подобной системы, т.к. некоторые из них значительны.
1. На неровной дороге (выбоины, брусчатка, каменистые покрытия) эффективность работы ABS снижается. Это приводит к увеличению(!) тормозного пути.
Связано это с тем, что на неровных участках «подпрыгнувшее» колесо блокируется намного раньше, чем при торможении на ровной дороге. Именно в этот момент, когда колесо на подлете и имеет минимальное сцепление с дорогой, ABS подает команду на приотпускание тормозных колодок. Но дальше, когда колесо приземляется, его сцепление с дорогой увеличивается, а сила торможения уже неоптимальна — уменьшена электроникой.
На неровных участках дорог вариантов противодействия данному недостатку немного: снижаем скорость до подобного участка либо — после (на ровном покрытии).Безопасная дистанция — само собой разумеющееся условие.
Можно ли при неудовлетворительной работе ABS применять импульсное торможение?
А вот здесь мнения специалистов расходятся: одни утверждают, что прерывистые нажатия педали тормоза на подобных авто положительного результата не принесут, другие это допускают, но утверждают, что ABS старого поколения при этом будут реагировать только на полное отпускание педали тормоза. Выигрыш в тормозном пути в таком случае остается довольно сомнительным. Как проверить? Наверно только практически на конкретном автомобиле. Я на своем пока не проверял 🙂 Так что вопрос остается открытым.
2. Смешанные покрытия, имеющие различные сцепные свойства, также приводят к снижению эффективности работы ABS. Иногда к значительному(!). Яркий пример неоднородного покрытия: асфальт – лед – асфальт – снег – лужа.
На более скользком покрытии колеса блокируются раньше, что приводит к чрезмерному приотпусканию тормозных колодок и на последующем участке. Иными словами, ABS в данном случае не может быстро реагировать и подбирать для конкретного малого участка дороги оптимальное тормозное усилие. Несомненно, это приводит к увеличению тормозного пути.
Меры борьбы те же – увеличенная дистанция, а, в идеале, снижение скорости до подобного участка.
3. При торможении на рыхлых, сыпучих покрытиях ABS мешает и обычно значительно увеличивает тормозной путь!
Это может быть дорога с песчаным или гравийным покрытием, и даже дорога, заметенная снегом(!).
На подобных покрытиях при торможении юзом перед колесом нагребается утрамбованный «валик», например, из того же снега, который остановит колесо быстрее, возникает так называемый эффект плуга. Т.е. на рыхлых поверхностях эффективнее тормозить юзом.
4. ABS перестает работать перед остановкой. Берегитесь скользких спусков!
Четвертый минус ABS состоит в том, что она отключается на скоростях ниже 5-7 км/ч и для некоторых условий движения (к примеру, когда вы катитесь вниз по скользкому уклону) этот факт нужно обязательно учитывать.
Т.е., например, зимой на обледенелом съезде в подземную парковку вы применили торможение «в пол». Машина с пульсирующей ABS продолжает медленно и верно скатываться с горки и до конца останавливаться не желает. Такое может произойти именно на скользких уклонах*.
Как быть? А вот здесь я даже и не знаю какой можно придумать выход. Ручник? Возможно. Прерывистое торможение? Может быть… На авто с АКПП в подобных ситуациях думаю что предпочтительнее тормозить на «Нейтрале» (режиме «N»).Слава Богу, что подобные условия встречаются не часто.
5. Один из самых больших минусов ABS это, пожалуй, возникающая у автовладельцев иллюзия непогрешимости работы данной системы. Теперь, очевидно, вы поняли, что это далеко не так!
Обычно на дорогих автомобилях антиблокировочные системы «умнее», да там и электронных помощников побольше будет. На бюджетных же авто их результативность
за последние годы хоть значительно и возросла, но все же на отдельных покрытиях, особенно заснеженных, их показатели не идеальны.
Основной плюс ABS в том, что при экстренном торможении машина реагирует на повороты руля и в большинстве ситуаций торможения «в пол» все же уменьшает тормозной путь, тем самым, предоставляя больше шансов избежать ДТП.
Как экстренно тормозить на авто без АВS?
Если ваш автомобиль не имеет АВS, то вам самим придется быть подобной системой и контролировать момент блокировки колес при торможении.
Как уменьшить тормозной путь?
Каждый из нас слышал визг шин тормозящего автомобиля. И конечно же все видели черные следы на асфальте оставленные после такой остановки.
Подобное торможение с блокировкой колес неэффективно, а часто даже опасно, особенно если его применяют на скользком покрытии или на большой скорости.
Торможение блокировкой колес опасно тем, что:
- увеличивает тормозной путь (иногда значительно);
- практически всегда приводит к заносу автомобиля (его вращению);
- машина при заблокированных передних колесах не реагирует на повороты руля (не управляема);
- на повороте такое торможение приводит к сносу автомобиля (машина при этом также не управляема).
Блокировка колес может происходить не только на скользких покрытиях. Даже на сухом асфальте на относительно небольшой скорости резкое нажатие на тормоз приведет к торможению юзом, с полным набором всех негативных последствий.
При торможении подобным способом покрышка колеса при трении с поверхностью дороги нагревается до такой степени, что начинает плавиться и даже гореть. Языков пламени, конечно, вы не увидите — не те скорости — а вот дым запросто.
Понятное дело, что на плавящейся, как сыр в духовке, резине особо эффективно не остановишься. При торможении юзом на льду или укатанном снеге в точке их касания с колесом обязательно возникает прослойка воды, которая почти всегда приводит к неуправляемому заносу и требует большего расстояния для остановки, чем при торможении… на грани блокировки колес.
Самое эффективное торможение – торможение на грани блокировки колес!
Что значит торможение на грани блокировки?
Это значит, что вы давите на тормоз с такой силой, которая еще позволяет прокручиваться колесам, но на грани их остановки, т.е. если нажать на педаль чуть сильнее, то колеса заблокируются (остановятся).
При торможении на грани блокировки соприкасающаяся с дорогой поверхность покрышки в каждый момент времени разная, что не дает температуре в точке касания подняться до критического уровня.
На практике поймать «грань блокировки» давя на тормоз с определенным постоянным усилием нереально. Почему? Да потому что при малейшем снижении скорости эта «грань» наступает уже при другом усилии. Поэтому опытные водители, даже сама ABS, применяет импульсное торможение.
А чтобы уметь тормозить таким образом, т.е. эффективно, нужно обязательно научиться чувствовать момент блокировки колес вне зависимости от покрытия дороги.
Признаки блокировки колеса при торможении:
- возникла вибрация колес или ухудшилось замедление автомобиля*;
- появился звук скребущихся по поверхности дороги покрышек или их визг;
- возник занос автомобиля, он перестал реагировать на повороты руля (поворачивать);
__________
* — Обычно на скользком покрытии в момент блокировки особенно отчетливо ощущается ухудшение замедления. Машина сначала реагирует на торможение, а потом в какой-то момент тормоза как будто пропадают — колеса срываются в скольжение. Это и есть тот самый момент блокировки!
Как правильно тормозить на авто без ABS?
Основные способы торможения в критических ситуациях
В зависимости от условий движения и необходимости водители применяют различные способы торможения, но, как правило, все они сводятся к различным вариациям, либо сочетанию следующих трех основных способов.
Резкое торможение (оно же экстренное)
Обычно применяется в аварийных ситуациях, когда необходимо быстро остановить автомобиль. Такой вид торможения подходит для ровных покрытий с более-менее хорошим сцеплением: асфальт, мокрый асфальт и пр.
- Сильно жмем на тормоз. Чем лучше сцепление с дорогой, тем позднее колеса перейдут в юз.
Эффективное замедление при таком торможении происходит только до момента возникновения блокировки колес.
Почувствовав блокировку колес (визг шин, появление вибрации или вдруг уменьшившееся замедление), следует тут же уменьшить нажатие на педаль тормоза* и приступить к импульсному торможению — прерывистым нажатиям на педаль.
Этим вы избежите длительного юза колес и, тем самым, устраните его негативные последствия (занос, неуправляемость, увеличение остановочного пути).
__________
* — В критической ситуации приотпустить тормозную педаль не так-то просто, как кажется, особенно если места для остановки крайне мало. Даже водители со стажем, испугавшись, подчас жмут тормоза что есть мочи. От подобных ошибочных действий защитят только практические тренировки и, как говорится, холодный расчет.
Импульсное торможение выполняется как минимум двумя способами.
Ступенчатое торможение
Будьте готовы применить его в начальный момент юза колес на любом покрытии, а в особенности на скользких поверхностях: укатанный снег, лед и пр. Данный способ торможения очень эффективен, но требует сноровки.
- Выполняйте толчки ногой по педали тормоза. Нажимать педаль необходимо до возникновения юза, и тут же следует немного отпустить ее. Как только вы почувствовали исчезновение блокировки — снова нажать.
Нажать.. Чуть отпустить… Нажать… Чуть отпустить…
- Рулем при необходимости корректируем траекторию движения автомобиля, при этом стараясь избегать поворота руля в момент блокировки колес.
Самое первое нажатие на педаль должно быть максимально коротким, чтобы избежать длительного юза. Так сказать им вы производите «разведку покрытия» и достаточного для юза усилия.
Получается, что мы как бы ловим «грань блокировки колес», не допуская длительного скольжения и в то же время постоянно прикладывая тормозное усилие к педали.
При этом вы сами выбираете для себя комфортную частоту и длительность нажатия в зависимости от внешних условий, но обычно, чем более скользкое покрытие, тем чаще должны быть толчки. (По мере снижения скорости их частоту можно уменьшать, а длительность увеличить).
Прерывистое торможение
Применяется на разбитых или неровных поверхностях дорог (рытвины и пр.), а также в местах, где чередуются участки покрытий, имеющих различную скользкость. Например: асфальт – лед – асфальт – укатанный снег и пр.
- Выполняйте толчки ногой по педали тормоза, каждый раз полностью отпуская ее. При этом нажимать на педаль следует до возникновения юза колес.
Нажать.. Полностью отпустить… Нажать… Полностью отпустить…
- В момент растормаживания колес при необходимости поворотом руля корректируем траекторию движения автомобиля (подруливаем).
Отличается от предыдущего способа тем, что здесь каждое нажатие педали заканчивается полным прекращением торможения.
Отпускать педаль желательно именно на выбоинах дороги (при контакте передних колес с препятствием) или на более скользком покрытии, где тормозить не желательно.
Момент нажатия педали в данном случае приходится на более предпочтительные для торможения поверхности (ровные участки дороги или места с более хорошим сцеплением). На них же при необходимости можно применить и ступенчатое торможение.
Данный способ замедления менее эффективен по сравнению с предыдущим, но более легок в исполнении. Поэтому применяйте его либо на вышеперечисленных участках, либо на любом покрытии при наличии достаточного запаса в дистанции.
Что делать если машину заносит?
Если в ходе торможения возник занос автомобиля, необходимо прекратить начатое торможение и тут же поворотом руля скорректировать траекторию движения, поворачивая колеса в сторону заноса. В идеале при выравнивании автомобиля лучше не тормозить вовсе. Т.е. что-то одно: либо крутим руль, либо тормозим.
Когда выжимать педаль сцепления?
На авто без АВS при экстренном торможении про педаль сцепления можно забыть! Да, машина при такой остановке заглохнет. Но эффективность замедления будет больше, т.к. дополнительно к торможению педалью добавляется торможение двигателем. В идеале выжимать сцепление следует непосредственно перед остановкой, а при импульсном торможении одновременно с тормозом.
Нужно уметь, а не только знать! Знания в голове, а навыки в теле
Не надо думать, что после знакомства с различными способами торможения вы автоматически научились правильно тормозить на реальном автомобиле. Навык (автоматизм) вырабатывается только в процессе многочисленных тренировок (повторения одних и тех же действий).
Поэтому для получения реальных положительных результатов необходимо найти время, выбрать безопасное место и наработать правильные навыки. И время от времени восполнять (вспоминать) их, особенно перед зимним сезоном. Для подобных упражнений идеально подошла бы заледенелая площадка, т.к. именно на ней очень хорошо можно почувствовать момент блокировки колес и выработать правильные навыки остановки автомобиля. Но если таковой не имеется, то для начала подойдет даже сухой асфальт.
Все приведенные упражнения лучше выполнять на сравнительно малой скорости. Здесь главное наработать, так называемую, мышечную память.
Упражнения на автомобиле с АВS
Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте почувствовать момент срабатывания АВS, отработайте принцип «сломай педаль». Т.е. жмите на педаль тормоза что есть силы до полной остановки.
Если у вас изначально отсутствовала привычка прерывистого нажатия на педаль тормоза, то с тренировками можете не усердствовать — в экстремальной ситуации с перепугу вы будете жать на тормоза как надо.
Если же в вас сидит привычка прерывисто жать на педаль тормоза, например вы пересели с более простого автомобиля, то тут уж вам придется постараться. Нужно будет отучиться от первоначального навыка и научиться жать на тормоза с постоянным усилием не отпуская педали.
Упражнения на автомобиле без АВS
Разогнавшись и резко нажав на тормоз, попробуйте избавиться от рефлекса жать на педаль что есть силы, и при первых признаках блокировки колес отработайте прерывистые ударные нажатия на педаль. Закреплять такой навык можно при любом более-менее резком торможении даже не реальной дороге.
На площадке также оттренируйте различные способы импульсного торможения,сравните разницу в замедлении при применении различных способов.
Если под колесами лед, то на малой скорости попробуйте отработать торможение при одновременном повороте руля (уход от препятствия). Сравните разницу в управляемости авто при торможении юзом.
Оборудован ли ваш автомобиль электронными помощниками или нет, в любом случае не следует забывать, что длина тормозного пути, в первую очередь, зависит от скорости движения и состояния покрытия дороги. Причем влажное покрытие увеличивает тормозной путь примерно в 1,5 раза, укатанный снег или лед в 3 — 5 раз(!).
В любом случае безопасная дистанция, скорость и своевременный прогноз опасности должен быть превыше всего!
Разведка боем. Некоторые хитрости опытных водителей.
Временами, как правило, зимой, возникает необходимость прямо на ходу удостовериться на сколько хорошо колеса цепляются за дорогу.
Самый верный и надежный способ – при движении по прямой на сравнительно небольшой скорости нажать на педаль тормоза и прочувствовать момент начала блокировки колес (срабатывание ABS). Думаю, излишне напоминать о необходимости перед этим посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться в безопасности такого торможения.
Обычно при первых заморозках это самый быстрый способ определить, мокрая ли дорога под колесами или тонкая прослойка воды превратилась в лед. А такое возможно уже при температуре +3ºС за бортом. Первыми начинают леденеть мосты и эстакады, они находятся над землей и лучше обдуваются, поэтому охлаждаются быстрее.
Такими нехитрыми тренировками (начинать желательно на площадке) можно развить у себя чувство сцепления колес с различными покрытиями и попутно натренировать глазомер в определении необходимых расстояний для остановки с различных скоростей. Так сказать, наработать опыт. Но не забывайте о мерах безопасности.
Старайтесь резко не тормозить на линиях дорожной разметки, т.к. можно поскользнуться и берегитесь свежеуложенного асфальта. Тонкая битумная пленка на его поверхности «смажет» любое торможение.
Внезапно сработавшая ABS или, чего хуже, визг колес при торможении – это сигнал о допущенной вами ошибки в оценке сцепления колес с дорогой. У опытного водителя таких неожиданностей практически не бывает, как в прочем и резких торможений.
Желаю вам поменьше неожиданных ситуаций на дороге!